Санкт-Петербург с его морским климатом – туманами, внезапными дождями и ранними сумерками – настоящая лаборатория для изучения влияния климатических условий на безопасность вождения. По данным специалистов страховых компаний, во время дождей и снегопадов количество ДТП увеличивается на 30-40%. Можно сказать, что погода – это не фон, а активный участник дорожного движения. Более того – ключевой фактор.
Как погода влияет на вождение? Каждое атмосферное явление меняет дорожные условия и требует от водителя знания ПДД, понимания законов физики, а в некоторых случаях – и особенностей физиологии человека.
Цель статьи – помочь водителям, особенно новичкам, подготовиться к различным ситуациям на дороге.
Как климатические условия влияют на управление автомобилем
Влияние на сцепление с дорогой
Если коэффициент сцепления на сухом асфальте принять за единицу, то мокрый асфальт снижает этот показатель до 0,5-0,7; а гололед – до критических 0,1-0,2. В жару есть еще одна неочевидная опасность – капли дождя после засухи смешиваются с пылью и подтеками масла, образуя подобие «мыльной пленки» на дороге. Это означает, что тормозной путь на скользкой поверхности удлиняется, иногда – в несколько раз.
Ухудшение видимости
Туман, сильный дождь или снегопад сокращают не только дальность, но и угол обзора. Видимость снижается от нескольких метров до нуля. Кроме того, во время дождя из-за повышенной влажности запотевают стекла в машине. Свет фар отражается от мокрого асфальта и ослепляет водителей. Зимой снег налипает на стекла и зеркала, создает «эффект туннеля», лишая автовладельцев периферийного зрения.
Изменение реакции водителя и автомобиля
В дождливую или снежную погоду атмосферное давление падает, водители жалуются на сонливость, скорость реакции «запаздывает», вероятность аварий растет.
В жару тепловой стресс притупляет бдительность, увеличивая риск микросна за рулем, снижает концентрацию внимания.
Туман создает оптическую иллюзию замедления – водителю кажется, что он едет медленнее, чем на самом деле, и неосознанно пытается ускориться..
Холод требует подготовки автомобиля к зиме: контроля давления в шинах, своевременной замены жидкостей на зимние спецификации, проверки состояния АКБ. Машина в морозы медленнее реагирует, что диктует необходимость плавного, прогнозируемого стиля вождения.
Летом воздух в шинах от нагрева расширяется, что может привести к повышению давления и увеличению риска прокола или аквапланирования на мокрой дороге. Перегретый асфальт становится более мягким и липким. Это незначительно, но все же снижает коэффициент сцепления шин с покрытием. Нередко автомобили «закипают» от высоких температур.
Опасности при разных погодных условиях
Дождь и мокрая дорога
Аквапланирование
Аквапланирование – это физическое явление, когда слой воды «отделяет» колесо автомобиля от поверхности дороги. На доли секунды/несколько секунд водитель теряет контроль над управлением. Чем больше воды и меньше глубина протектора шин, тем выше риск аквапланирования.
Увеличение тормозного пути
На мокрой дороге классическое экстренное торможение «в пол» на базовой системе ABS часто приводит к длинному и неэффективному тормозному пути. Резкое торможение в повороте гарантированно вызывает снос передней оси.
Рекомендации по технике вождения
- Учитывая опасности вождения при дожде, сбрасывайте скорость на 15–20% от привычной. Увеличивайте дистанцию в 2–2.5 раза. Правило «двух секунд» до впереди идущего автомобиля в плохую погоду превращается в правило «четырех секунд».
- Все действия должны быть линейными: плавный разгон, плавное торможение, предсказуемое руление. Задача – предотвратить потерю сцепления с мокрой дорогой.
- Используйте ближний свет, противотуманные фары. Это нужно не столько вам, сколько другим водителям, чтобы они смогли заметить ваш автомобиль при плохой видимости.
- По возможности избегайте наезда на явные скопления воды – именно они таят в себе эффект аквапланирования, ямы и выбоины.
- Замените изношенные стеклоочистители, которые создают «грязную пелену» на стекле вместо хорошего обзора.
- Не экономьте на покрышках: летняя резина с протектором глубиной менее 2 мм делает поездку опасной.
Снег и гололед
Скользкое покрытие
Обледеневшее дорожное полотно, снежный накат делают резкие маневры за рулем физически невозможными без потери контроля. Безопасность вождения зимой напрямую зависит от дисциплины водителя, понимания им особенностей поведения машины на льду и способности предвидеть различные ситуации.
Управление на зимней резине
Зимние шины сохраняют гибкость, благодаря специальной резиновой смеси, а ламели (прорези) протектора работают, как присоски. Считается, что такие шины предпочтительнее для поездок по городу. Шипы увеличивают механическое сцепление с дорогой. «Шиповка» хорошо зарекомендовала себя на льду и укатанном снегу. Но даже зимняя резина не отменяет законов физики!
Как избежать заноса
Занос автомобиля – следствие потери сцепления с дорогой, которое в большинстве случаев обусловлено неправильными действиями водителя. Когда задняя ось пошла вбок (занос), инстинктивно возникает желание ударить по тормозам и вывернуть руль в противоположную сторону – это главная ошибка.
Чтобы не допустить заноса:
- Соблюдайте дистанцию и скоростной режим.
- Не совершайте резких движений.
- Используйте торможение двигателем на льду, что позволит избежать блокировки колес. Этот прием можно применять и в машинах с АКПП.
- Во избежание пробуксовки выбирайте постоянную, минимально возможную передачу для подъема.
- На спуске переключайтесь на низкую передачу для торможения двигателем, постарайтесь не нажимать постоянно на тормоз.
Туман и плохая видимость
Опасности из-за сокращения дистанции обзора
Туман поглощает свет, дистанции обзора сокращается, что создает аварийные ситуации. Процесс вождения в тумане осложняют:
- Дефицит времени – доли секунды для принятия решения и торможения.
- Искажения – из-за отсутствия видимых ориентиров (деревья, здания и т.п.) водитель затрудняется адекватно оценить свою скорость и дистанцию до других машин.
- Эффект «слепой зоны» – водяная взвесь маскирует не только объекты, но и изменения рельефа, резкие повороты и съезды.
Работа с противотуманными фарами
Главная ошибка – использование дальнего света. Он отражается от капель воды и создает непроницаемую световую стену, ослепляя самого водителя и всех, кто находится на дороге.
- Правильный алгоритм: ближний свет + задние противотуманные фары.
- Задние ПТФ значительно ярче штатных габаритов и позволяют заметить вашу машину на достаточном расстоянии. Важно выключать их, как только видимость улучшится, чтобы не ослеплять водителей сзади.
Жара и перегрев
Влияние высоких температур на тормозную систему
- Основная опасность для тормозов в жару – «мягкая педаль» или провал педали. При интенсивном/ длительном торможении (например, на затяжном спуске или в плотном потоке) колодки и диски перегреваются. Температура может превышать 400-450°C.
- Старая тормозная жидкость при перегреве имеет свойство «закипать»: в системе образуются паровые пробки, что приводит к отказу тормозов.
Риск усталости водителя
Как жаркая погода влияет на вождение? Перегрев организма вызывает снижение концентрации, повышенную сонливость и апатию; провоцирует вялость, потерю бдительности, агрессию или, напротив, излишнюю расслабленность. Как результат – неадекватная оценка рисков.
Сильный ветер
Опасность для высоких автомобилей
Высокие автомобили (кроссоверы, внедорожники, микроавтобусы, фургоны) имеют большую площадь боковой поверхности. Резкий боковой порыв ветра может спровоцировать снос автомобиля с полосы движения, опрокидывание машины.
Коррекция траектории движения
Не пытайтесь бороться со стихией, учитесь приспосабливаться к ней и предвосхищать порывы ветра.
Техника безопасности:
- Крепкий хват – держите руль двумя руками в положении «9-3».
- Предчувствуйте порыв и короткими, уверенными, плавными движениями подруливайте в сторону воздействия воздушного потока. Например, если ветер бьет в левый бок, для компенсации подруливайте немного влево. Как только порыв стихнет, плавно возвращайте руль.
- Снижайте скорость – это уменьшит парусность автомобиля, улучшит качество сцепления шин с дорогой, придаст устойчивости.
- Держите дистанцию, особенно с высокими автомобилями и грузовиками: их может внезапно снести ветром с полосы.
- Будьте готовы к сильным боковым порывам на мостах и эстакадах.
90% ДТП с тяжкими последствиями происходят из-за ошибок водителей. Рассказываем, как их не допустить Советы по безопасному вождению в разную погоду
Безопасное вождение – это навык, который окупается всегда! Грамотное управление автомобилем позволяет сберечь здоровье и жизни вас и окружающих, предотвращает расходы на ремонт «битого» авто, избавляет от юридических последствий ДТП. При любой погоде и в любой ситуации вы перестаете быть заложником обстоятельств.