Как правильно проезжать перекрестки: советы и типичные ошибки новичков
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург Ленинградская область
Оставьте контакты, мы
перезвоним и ответим на
вопросы
Оставьте контакты, мы
перезвоним и ответим на
вопросы
Как подготовиться к вождению на загруженных перекрестках
Автор: Megapolis
09 октября 2025

На перекрестке с активным движением секундная нерешительность или ошибка в оценке ситуации могут привести к серьезным последствиям. Именно здесь начинающие водители чаще всего испытывают сильнейший стресс во время вождения: необходимо одновременно контролировать несколько направлений, следить за знаками, сигналами светофора, пешеходами и потоком машин. Внимание рассеивается, что нередко парализует принятие решений.

Цель статьи – сделать правила проезда перекрестков очевидными, а действия за рулем – осознанными. Это позволит не тревожиться перед сложным маневром, а взять контроль над ситуацией и свести к минимуму вероятность нарушений.

Почему перекрестки считаются зоной повышенной опасности

Статистика аварийности на перекрестках


Нарушение правил проезда перекрестков и неправильный выбор скоростного режима – основные причины ДТП в России. Больше половины аварий приходится на нерегулируемые перекрестки.

Основные причины ДТП 


Типичные ошибки водителей на перекрестках:

  • Забывают уступить дорогу транспорту, выезжающему справа.
  • Не смотрят на знаки.
  • Неправильно выбирают скорость, без учета состояния дорожного полотна и других обстоятельств (не всегда превышение).
  • Не замечают машины в «слепых зонах» или внезапное изменение ситуации.
  • Неправильно рассчитывают время для маневра.

Подготовка к вождению на сложных перекрестках 

Психологическая готовность 


Ваша задача – заменить суету и панику на ситуативное мышление. Переключение на четкий план действий снижает уровень кортизола, позволяя вам думать рационально, а не эмоционально.

Теоретическая база 


Для безопасного вождения в городе механического заучивания правил недостаточно! Обратите внимание: перекресток начинается не на пересечении (примыкании или разветвлении) дорог, а за несколько метров до этого. Согласно п.1.2 ПДД, простыми словами, – там, где закругляются или срезаются наиболее удаленные от центра перекрестка части дороги. Занимайте нужную полосу заблаговременно! 

Очередность проезда перекрестка зависит от типа пересечения дорог. Перекрестки могут быть регулируемыми и нерегулируемыми. Регулируемый перекресток с выключенным/неисправным/мигающим желтым светом светофора при отсутствии регулировщика автоматически превращается в нерегулируемый!

Техническая подготовка автомобиля 


Ваш автомобиль должен быть не просто исправен, а предсказуем. Любой технический сбой на перекрестке усугубляет стресс и многократно увеличивает риск ДТП.

Подготовка к вождению на перекрестке:

  • Обзорность и видимость – чистота лобового стекла, зеркал и фар критически важна. Зеркала должны быть правильно отрегулированы, чтобы минимизировать «слепые зоны».
  • Все световые приборы авто – в рабочем состоянии.
  • Система тормозов – проверьте состояние и уровень тормозной жидкости, износ колодок. Ход педали и усилие на ней должны соответствовать ожидаемому замедлению, что позволит избежать как недостаточного, так и избыточного (блокировка колес) торможения в критический ситуации.

Алгоритм действий перед въездом на перекресток 

Оценка дорожной обстановки


Как проезжать перекрестки? Заблаговременно оцените обстановку: 

  1. Удостоверьтесь в отсутствии на перекрестке велосипедистов и пешеходов. Оцените ту часть дороги, куда планируете поворачивать.

  2. Не выезжайте на перекресток, если впереди образовалась пробка, чтобы не стать помехой для машин, движущихся по поперечной траектории.

  3. Запомните, что всегда имеют приоритет трамваи и автомобили справа.

  4. Снижайте скорость при подъезде к перекрестку. 

Использование зеркал и контроль «слепых зон» 


Последовательность действий: зеркала → «слепая зона» → маневр.
Взгляд в зеркала заднего вида должен быть коротким, но частым. Перед самым въездом на перекресток переведите взгляд в «слепую зону» через плечо. Это поможет избежать столкновения с машиной, которая уже начала обгон. Без визуально контроля – никаких маневров!

Распределение внимания между светофором, пешеходами и другими машинами 


Ваш взгляд не должен залипать на одном объекте. Выработайте «шаблон» сканирования по следующим секторам:

  • Светофоры/знаки
  • Пешеходы – готовятся переходить? уже переходят дорогу?
  • Поперечный поток – машины, завершающие манёвр; «летящие» на жёлтый
  • Боковые зоны, особенно при повороте

О «подводных камнях» на перекрестках и о том, что делать, если вы все-таки заглохли в самый неподходящий момент, рассказываем в нашей публикации Как проезжать перекрестки: советы для начинающих водителей

Особенности разных типов перекрестков

Перекрестки, регулируемые светофором 


Особенности проезда регулируемых перекрестков: сигналы светофора

  • Зеленый сигнал светофора. Одна из наиболее частых причин ДТП на перекрестках – неправильное выполнение левого поворота или разворота на разрешающий зеленый сигнал.
  • Водители встречного направления имеют безусловный приоритет, вы обязаны уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо. Ваш маневр не должен вынуждать их изменять скорость или траекторию.

  • Дополнительная секция (стрелка) – стрелка разрешает движение только в указанном направлении, но не дает приоритета.
  • Стрелка с красным или жёлтым основным сигналом светофора означает: «Поворачивай, но уступи всем!» – пешеходам, велосипедистам, машинам. Начинайте движение, когда убедитесь, что не создаете помех другим участникам дорожного движения.

  • Если сигналы светофора (регулировщика) разрешают ехать одновременно и трамваю, и безрельсовому транспорту – трамвай имеет безусловный приоритет (п.13.6 ПДД). Вы обязаны уступить ему дорогу.
  • Исключение: стрелка дополнительной секции светофора + красный или жёлтый сигнал = трамвай не имеет преимущества и должен уступать дорогу ТС, движущимся с других направлений на основной зеленый сигнал.

  • При смене сигнала завершайте проезд перекрестка правильно: если вы выехали на перекресток на зеленый свет, а затем включился желтый или красный, вы обязаны закончить маневр, не создавая помех другим участникам движения.
  • Исключение: наличие второй стоп-линии со светофором. Даже если вы уже начали движение на основной зеленый, но при подъезде ко второй стоп-линии горит красный или желтый – вы обязаны остановиться и дождаться разрешающего сигнала для завершения проезда. 

    Когда загорится «зеленый» – оцените обстановку. Перед началом движения вы обязаны уступить дорогу всем, кто ещё не завершил маневр, – транспорту и пешеходам. 

  • Мигающий желтый сигнал. Перекресток мгновенно превращается в нерегулируемый! Вы обязаны руководствоваться знаками приоритета (главная/ второстепенная дорога) и правилом «правой руки» – преимущество ТС, оказавшемуся с правой стороны вашего авто.

Нерегулируемые перекрестки


Нерегулируемые перекрестки обозначаются знаками приоритета, которые определяют очередность (правила) проезда для водителей. Ваша задача – уметь «читать» дорожные знаки и оперативно принимать решения.

  • Знак 2.1 «Главная дорога» (жёлтый ромб) – вы имеете приоритет;
  • Знак 2.4 «Уступите дорогу» (перевернутый треугольник) – пропустите транспорт с приоритетом;
  • Знаки 2.3.1–2.3.7 («Примыкание второстепенной дороги») – предупреждающие указатели в красных треугольниках предупреждают о приближении к перекрестку и означают, что вы двигаетесь по приоритетному направлению.

Основной принцип проезда нерегулируемых перекрестков: ТС, находящиеся на второстепенной дороге, обязаны уступить преимущество транспорту, движущемуся по главной дороге, независимо от направления его движения.

Совет для начинающих водителей – даже если вы уверены в своем праве проезда, убедитесь, что вас пропускают!

Круговое движение


Типичные ошибки новичков на перекрестках с круговым движением:

  1. Неверное определение приоритета – выезд на круг, не уступив дорогу ТС, уже движущимся по нему, если иное не указано знаками.

  2. Неправильный выбор полосы – движение по левой полосе без необходимости съезда или перестроения.

  3. Неиспользование указателей поворота при въезде, перестроении или съезде.

  4. Резкое торможение или остановка на круге.

  5. Съезд не со своей полосы – попытка покинуть круг с левой полосы, подрезая тех, кто движется правее.

  6. Игнорирование знаков и разметки. 

О «подводных камнях» на перекрестках и о том, что делать, если вы все-таки заглохли в самый неподходящий момент, рассказываем в нашей публикации “Как проезжать перекрестки: советы для начинающих водителей

Заключение

К проезду перекрестков должны быть готовы и водитель, и автомобиль. Это значит – водитель отлично разбирается в правилах дорожного движения, что позволяет ему уверенно чувствовать себя за рулем. А автомобиль исправен и предсказуем. Сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на провокации других автовладельцев! 

Рекомендуемые статьи
Как проезжать перекрестки: советы для начинающих водителей
Как проезжать перекрестки: советы для начинающих водителей
Почему начинающие водители совершают ошибки на перекрестках? Разбираем типичные ошибки новичков, техники безопасного маневрирования, советы инструкторов и рекомендации для самостоятельных тренировок.
Какие новые технологии помогают водителям-новичкам на дороге?
Какие новые технологии помогают водителям-новичкам на дороге?
Системы помощи и гаджеты для водителей-новичков подобны электронному коучу – предупреждают об опасностях и страхуют от досадных ошибок, снижают стресс, помогают быстрее отработать правильные алгоритмы действий и укрепляют уверенность за рулем.
Как определить готовность к сдаче экзамена по вождению: самопроверка навыков
Как определить готовность к сдаче экзамена по вождению: самопроверка навыков
Экзамен по вождению в ГАИ – это проверка реальной готовности водителя управлять машиной в городе. Но городское движение в Питере – не учебная площадка: динамичный, плотный поток, сложная навигация, постоянная необходимость принимать решения.
Как поддерживать спокойствие в стрессовых ситуациях на дороге
Как поддерживать спокойствие в стрессовых ситуациях на дороге
Зачем водителю сохранять спокойствие? Умение управлять эмоциями, находясь за рулем, – это не про характер, а про безопасность. В состоянии стресса водитель теряет способность прогнозировать маневры других участников движения и действует реактивно, а не рационально. Это приводит к запоздалым, неадекватным реакциям, становится причиной ДТП.
Советы по безопасному вождению в разную погоду
Советы по безопасному вождению в разную погоду
Как подготовить автомобиль к сезону, снизить риск ДТП и правильно использовать ABS и ESP? Разбираем ошибки водителей в дождь, снег и гололёд, даём практические советы и рассказываем, как в автошколе «Мегаполис» обучают безопасному вождению в сложных погодных условиях.
Консультация
Оставьте заявку на бесплатную
консультацию эксперта
Отдел продаж
Whatsapp
Напишите свой вопрос
и получите консультацию эксперта сегодня