ГИМС играет ключевую роль в обеспечении безопасности судоводителей, осуществляя контроль за соблюдением правил навигации и техническим состоянием судов, а также активно участвуя в профилактике, ликвидации последствий ЧС на водоемах и просветительской работе.
Основные требования к судоводителям
Необходимые документы для управления
Удостоверение на право управления маломерным судном. Наличие удостоверения ГИМС является обязательным требованием и служит доказательством успешного обучения и аттестации судовладельца, что позволяет ему управлять моторной лодкой, гидроциклом или другим маломерным судном в соответствии с правилами безопасности.
Судовой билет или его заверенная копия. Судовой билет выдается после регистрации маломерного судна в ГИМС, подтверждает право плавания под Государственным флагом РФ и принадлежность судна собственнику, указанному в судовом билете.
Согласно требованиям Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, на судах, подлежащих государственной регистрации, должны находиться оригиналы судовых документов. Исключением являются свидетельство о праве собственности на судно и судовой билет. Достаточно иметь при себе копии этих документов, заверенные органом, выдавшим их.
Регистрация и техническое состояние судна
Обязательная регистрация маломерных судов. Регистрация маломерных судов обязательное законодательное требование ГИМС к судоводителям. К маломерным относятся суда, длина которых не превышает 20 м, максимальное число людей на борту 12 человек. Постановка на учет производится в течение месяца с момента приобретения плавсредства.
Регулярное техническое освидетельствование судна. Процедура выполняется в соответствии с требованиями законодательства; производится, как правило, на плаву и включает в себя проверку технического состояния, наличия необходимых спасательных средств и оборудования на маломерных судах.
Регулярное техническое освидетельствование бывает:
- Первичным предшествует гос.регистрации судна в ГИМС. По его итогам судовладелец получает на руки акт тех.освидетельствования с заключением о годности судна к плаванию.
- Ежегодным до момента выхода на воду в текущем году или до начала навигации.
Если маломерное судно регистрируется в ГИМС впервые до конца года, следующего за годом постройки, то ежегодное освидетельствование нужно будет пройти через 3 года.
Возрастные ограничения и ответственность
Допуск к управлению с определенного возраста. К аттестации в ГИМС и, следовательно, к управлению маломерным судном допускаются лица в возрасте 18 лет и старше, прошедшие мед.освидетельствование и признанные годными.
Ответственность за нарушение правил эксплуатации. За нарушение правил управления моторной лодкой, гидроциклом или другим маломерным судном судовладельцы несут ответственность на основании КоАП РФ (Ст.11.7.,11.8., 11.8.1., 11.9., 11.10.).
Вина за нарушение правил эксплуатации судов возлагается на собственника плавсредства. Несоблюдение правил влечет за собой предупреждение/ наложение административного штрафа/ лишение права управления маломерным судном на срок от полугода до двух лет.
Правила безопасного поведения на воде
Подготовка к выходу на воду
Проверка технического состояния судна и оборудования. Задача владельца судна убедиться в исправности и готовности всех систем, обеспечивающих безопасное плавание. Обратите внимание на состояние корпуса судна, двигателя, рулевого управления, систем навигации и связи, спасательного оборудования и других элементов судна.
Оценка погодных условий и прогнозов. Проанализируйте погодные условия и оцените степень безопасности плавания. Если прогноз неблагоприятный, отложите выход в акваторию. Или вернитесь на берег, если уже находитесь в акватории.
Использование спасательных средств
Наличие спасательных жилетов на каждого пассажира. Согласно требованиям ГИМС к судоводителям, спасательные средства на маломерных судах должны быть в наличии в обязательном порядке и в достаточном количестве. Не все жилеты имеют универсальный размер. Учитывайте это при комплектации судна средствами безопасности.
Если длина судна не превышает 4 м, жилеты используются в течение всего времени пребывания на воде.
Размещение и использование других спасательных средств. Помимо спасательных жилетов, на борту моторной лодки должны находиться и другие средства безопасности: звукосигнальные устройства, гребные средства, огнетушитель и др. Полный список наименований закреплен Нормами оснащения маломерных судов.
Использование спасательных средств на маломерных судах регламентируется Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487.
Соблюдение скоростного режима и маневрирование
Ограничения скорости вблизи берега и мест скопления людей. Скорость судна в таких местах должна быть безопасной, исключающей образование волн.
Правила расхождения с другими судами
Маломерное судно на ВВП:
- Всегда уступает дорогу всем крупнотоннажным судам, которые следуют по судовому ходу.
- Не допускает якорной стоянки на судовом ходу.
- Моторное маломерное судно уступает дорогу крупнотоннажным судам, не моторным судам, парусным судам вне зависимости от стороны движения.
- Маломерные не моторные суда должны уступать дорогу парусным судам, идущим под парусом.
В акватории крупного озера при наличии нескольких судов судоводитель маломерного судна должен учитывать курс других судов (встречный/пересекающийся) и в случае необходимости совершить маневр по изменению курса/скорости/того, и другого одновременно, чтобы избежать столкновения.
Запрещенные действия при управлении
Управление в состоянии опьянения. Нарушение влечет за собой наложение административного штрафа или лишение судоводителя прав на срок от 1 года до 2 лет.
Перевозка пассажиров без спасательных жилетов. Исходя из норм безопасности на воде, при управлении маломерными судами жилеты должны быть надеты:
- на всех присутствующих на судне длиной не более 4 м
- на всех, кто находится на судне, подлежащем буксировке
- на детей до 12 лет (на палубе)
Штраф за отсутствие и неправильное использование спасательных жилетов составляет от 15000 до 20000 рублей.
Буксировка других судов с пассажирами, кроме аварийных случаев. Буксировка допустима лишь в тех ситуациях, когда нет другой возможности оказать помощь. Во всех остальных случаях буксировка это административное нарушение.
Катание в местах купания людей. Катание на акватории пляжей запрещено. Соблюдение ограничений для передвижения маломерных судов является обязательным с целью свести к минимуму риски аварийности и травматизма на воде.
Особенности управления гидроциклом
Специфика эксплуатации гидроциклов
Высокая маневренность и связанные с этим риски. Высокая маневренность одна из главных особенностей гидроциклов, привлекающая многих любителей отдыха на воде. При этом скорость в сочетании с возможностью быстро менять направление движения могут привести к потере контроля над плавсредством, столкновению с другими судами, препятствиями и даже купающимися людьми.
Дополнительные меры предосторожности
Использование защитной экипировки. Правила управления гидроциклом включают в себя рекомендации ГИМС по использованию гидрокостюма, гидрообуви, перчаток и защитных очков. Катание без спасательного жилета недопустимо!
Соблюдение дистанции от других судов и купающихся. Гидроцикл должен находиться на безопасном расстоянии от берега, купающихся и других судов.
Действия в чрезвычайных ситуациях
Оказание помощи терпящим бедствие. Согласно требованиям ГИМС, судоводитель обязан оказывать помощь терпящим бедствие на воде и первую медицинскую помощь, доставлять в лечебное учреждение пострадавших.
Связь с экстренными службами. При возникновении ЧС на воде без промедления звоните по номерам телефонов: 112 – единый номер вызова экстренных оперативных служб; 101– МЧС (пожарно-спасательная служба).
Маломерное судно может оказаться вне зоны связи, именно поэтому оно должно быть укомплектовано спасательными средствами и средствами подачи сигнала бедствия.
Ответственность за нарушение правил
Виды наказаний и штрафов
Административная ответственность за различные нарушения регламентируется Кодекс РФ об административных правонарушениях:
- КоАП РФ Статья 11.7. Нарушение правил плавания
- КоАП РФ Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
- КоАП РФ Статья 11.8.1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном
- КоАП РФ Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения
- КоАП РФ Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах
Последствия для безопасности и окружающей среды
Риски для жизни и здоровья людей. Ежегодно ГИМС МЧС России фиксирует сотни происшествий на маломерных судах, связанных с гибелью и увечьем людей. Судовладельцы несут ответственность за нарушение правил эксплуатации судов. Превышение норм пассажировместимости и грузоподъемности, неправильное размещение людей и грузов, выход на воду в шторм, плавание в темное время суток являются основными причинами аварийности.
Вред экологии водных объектов. Экологи признают, что по сравнению с другими источниками загрязнения маломерные суда наносят минимальный вред окружающей среде. Но вместе с тем природоохранное законодательство предусматривает взыскания за экологические правонарушения. А функции по охране природы возложены, в том числе и на ГИМС.
Судоводители ответственны за загрязнение водоемов и прибрежных территорий ГСМ, разрушение берегов, браконьерство, вырубку деревьев, уничтожение редких растений и др.
Заключение
Поддержание культуры безопасного поведения на воде
Неукоснительное соблюдение правил и норм при использовании маломерных судов это единственный способ не допустить причинения вреда здоровью и гибели людей на воде.
Рекомендации от ГИМС
Постоянно развивать и совершенствовать навыки управления судном, расширять знания о навигации, следить за актуальными изменениями в законодательстве это не просто рекомендация ГИМС, а необходимость, определяющая как степень личной безопасности, так и безопасности других участников навигации.