Как правильно использовать зеркала при вождении: настройка, слепые зоны и техника контроля
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург Ленинградская область
Оставьте контакты, мы
перезвоним и ответим на
вопросы
Оставьте контакты, мы
перезвоним и ответим на
вопросы
Как использовать зеркала при вождении?
Автор: Megapolis
09 октября 2025

Правильная регулировка и использование зеркал – не просто один из пунктов в учебном плане. Это основа проактивного управления авто, которое помогает предотвратить различные ДТП: от мелких «паровозиков» в пробке до серьезных лобовых столкновений при обгоне. И это умение одинаково значимо и для новичка, который еще только осваивает технику безопасного вождения, и для профи, который, «намотав» тысячи километров, считает, что может расслабиться.

Почему важно правильно пользоваться зеркалами

Основные задачи зеркал вождения 


Зеркала – это инструмент, который обеспечивает обзор общей картины происходящего вокруг автомобиля. Правильно настроенные зеркала решают две критически важные задачи:

  1. Постоянный контроль дорожной ситуации: мониторинг динамики движения потока, прогнозирование действий других участников дорожного движения. 

  2. Предотвращение аварийных ситуаций. Любой маневр – перестроение, обгон, поворот, начало движения должны сопровождаться контролем с использованием зеркал.

Последствия неправильного использования 


«Слепые зоны» автомобиля. Правильная регулировка зеркал позволяет видеть то, что происходит сбоку и сзади, но не попадает в поле зрения водителя. Некорректное использование зеркал может привести к столкновению с другим ТС во время перестроения или обгона.  

Потеря контроля над ситуацией. Если начинающий водитель не умеет обращаться с зеркалами, он не способен своевременно реагировать на угрозы сбоку и сзади, совершает лишние движение головой, теряет время, отвлекается от происходящего прямо перед капотом, а высокая скорость на дороге лишь осложняет ситуацию.

Виды зеркал автомобиля и их функции

Зеркало заднего вида в салоне 


Его ключевая функция – контроль ситуации сзади, непосредственно за автомобилем.Оно обеспечивает обзор через заднее стекло машины, позволяя оценить дистанцию до движущегося сзади транспорта и отследить его динамику.

Боковые зеркала 


Их задача – мониторинг пространства по диагонали сзади-сбоку от автомобиля, то есть смежных полос движения. В зеркалах обязательно должна быть видна не только дорога, но и небольшая часть крыла машины, чтобы водитель мог оценить расстояние до других ТС.

Дополнительные и панорамные зеркала 


Панорамные зеркала могут быть сферическими с плоским оптическим элементом и асферическими, специальной формы, с разделением на зоны А и В. Функция зеркал – компенсировать ограниченность периферийного зрения и максимально полно информировать водителя о любых переменах на дороге. 

Помимо штатных зеркал, в машине могут быть установлены:

  • Зеркала бокового обзора для грузового транспорта
  • Широкоугольная оптика
  • Зеркала для контроля мест посадки и высадки пассажиров общественного транспорта
  • Зеркала особого назначения для спецтехники

Электронные системы обзора 


При помощи камер система формирует виртуальную проекцию автомобиля сверху. Функция электронных систем – обеспечение объективного изображения в режиме реального времени, где «слепых» зон практически нет. Анализ показывает, что такие системы снижают риск наезда на низкие препятствия. 

Настройка зеркал перед поездкой 

Оптимальный угол обзора 


Чтобы добиться оптимального угла обзора необходимо:

  • Установить кресло – спина прямая, ноги легко достают до педалей, руки слегка согнуты в локтях.
  • Настроить салонное зеркало – в нем должно полностью помещаться заднее стекло автомобиля, не захватывая потолок или пол салона. Для этого иногда необходимо развернуть зеркало слегка вправо.
  • Боковые зеркала регулируются так, чтобы линия горизонта находилась приблизительно посередине, а корпус автомобиля был едва виден (не более 5-10% площади зеркала).
  • В левом боковом зеркале – 40% неба и 60% дорожного полотна, в правом боковом зеркале – 30% и 70% соответственно.    

Проверка слепых зон


Для безопасного вождения проверка «слепых зон» автомобиля обязательна после каждой регулировки зеркал. Простой тест: когда машина сзади на соседней полосе начинает исчезать из салонного зеркала, она должна сразу появиться в боковом. Если образуется пауза – зона остается «слепой».

Советы по регулировке для разных водителей


При настройке зеркал автомобиля важно учитывать физиологические особенности разных водителей. Чтобы обеспечить удобную посадку и хороший обзор, отрегулируйте длину и высоту сиденья, положение спинки кресла и подголовника. Когда руки лежат на руле в положении «9 и 3 часа», они должны быть слегка согнуты в локтях.  

Приемы правильного пользования зеркалами в движении 

Как часто переводить взгляд в зеркала 


Рекомендуемый ритм: каждые 5-7 секунд совершать короткий (0,5-1 сек.) контрольный взгляд в салонное зеркало. Частота мониторинга боковых зеркал зависит от интенсивности движения, но должна возрастать в плотном потоке.  

«Зеркала – дорога – приборы» – цикл внимания 


Это фундаментальная техника безопасного вождения, которой опытные водители придерживаются непрерывно, а не только перед совершением маневра.  

Контроль ситуации при перестроении, обгоне, парковке


Как пользоваться зеркалами при вождении? 

При перестроении:

1) взгляд в салонное зеркало для оценки общей ситуации сзади; 

2) короткая проверка бокового зеркала для поиска «окна» в смежном ряду; 

3) включение указателя поворота; 

4) повторный быстрый контроль бокового зеркала (ситуация могла измениться); 

5) поворот головы для финальной проверки «слепой зоны»; 

6) плавное начало маневра. 

При обгоне к этому алгоритму добавляется постоянный мониторинг процесса возврата на свою полосу посредством салонного зеркала. 

Во время парковки зеркала используются для точного позиционирования относительно неподвижных объектов. Но финальным действием всегда должен быть поворот головы для непосредственного визуального контроля.

Типичные ошибки водителей 

Чрезмерная фиксация на одном зеркале


Как пользоваться зеркалами при вождении? Ключевая ошибка начинающих водителей – длительная фиксация взгляда на одном зеркале, что ведет к потере контроля над ситуацией в целом. Между тем зеркало дает моментальный «снимок» обстановки, анализировать который нужно мгновенно, не прекращая наблюдать за дорогой при помощи периферийного зрения.

Игнорирование периферийного обзора


Нередко новички пренебрегают тренировкой периферийного зрения.(Ссылка на статью “Как развивать периферийное зрение во время вождения?”) При этом периодически «залипают» взглядом на одном объекте (например, на впереди идущей машине), сужая тем самым свое поле восприятия до 30-40 градусов. Это создает эффект «туннельного зрения», и любая опасность сбоку становится для водителя неожиданной. 

Редкая проверка ситуации в зеркалах


Даже идеально настроенные автомобильные зеркала бесполезны без правильной техники их использования в динамике. По статистике, основной причиной боковых столкновений является не отсутствие обзора, а несвоевременный или неверный анализ информации, полученной водителем посредством зеркал. Редкий взгляд в зеркала (реже, чем каждые 5-7 секунд) аналогичен движению с завязанными глазами, когда водитель не прогнозирует ситуацию, а полагается на удачу.

Часто задаваемые вопросы 

Как понять, что зеркала настроены правильно? 


Правильная настройка зеркал обеспечивает единое информационное поле вокруг автомобиля.

Боковое левое зеркало:

  • В горизонтальной плоскости вы видите в зеркале 5-7% боковины авто (ручка двери, заднее крыло).
  • В вертикальной плоскости – 40% неба и 60% дороги (настройка выполняется на ровной поверхности).
  • Отклонившись влево, почти вплотную к стеклу, вы увидите, что заднее крыло занимает треть пространства в зеркале. 

Боковое правое зеркало:

  • В горизонтальной плоскости – 5-7% боковины авто отражается в зеркале
  • В вертикальной плоскости – 30% неба и 70% дороги (паркуясь, так проще контролировать обочину)
  • Отклонившись вправо, голова по центру салона, вы увидите правое заднее крыло полностью.

Зеркало внутри салона должно полностью отражать заднее стекло автомобиля и все, что за ним происходит. Если в зеркале отражается часть салона, его можно слегка повернуть вправо. 

Можно ли полностью избавиться от «слепых зон»?


«Слепые зоны» обманчивы. Правильная настройка зеркал не решает проблему на 100%. Вспомогательно контролировать пространство перед бампером может парктроник; дополнительные боковые зеркала обеспечат обзор сзади и сбоку, но остаются еще неконтролируемые участки рядом с водительской и пассажирскими дверями. Полный обзор может гарантировать лишь система видеонаблюдения «360 градусов».

Как быстро выработать привычку смотреть в зеркала?


Каждый раз, пока вы не тронулись с места, снова и снова отрабатывайте один и тот же несложный алгоритм:

  • Взгляд в зеркало заднего вида, голова неподвижна
  • Взгляд в боковые зеркала с минимальным поворотом головы
  • Не смотрите в зеркала подолгу
  • Быстрое переключение с центрального зрения и на периферийное и обратно

Постепенно эти действия станут привычными и дойдут до автоматизма.

Заключение и выводы 

Краткое резюме:

  • Перенастраивайте зеркала каждый раз после смены водителя или покупки нового авто.

  • Регулируйте их только на ровной поверхности, при полной остановке, ни в коем случае не во время движения. 
  • Контролируйте обстановку через зеркала постоянно, а не только при маневрах.
  • Помните: даже идеальная настройка зеркал не устраняет «слепые зоны». Они часто находятся сбоку-сзади на некотором расстоянии и могут скрывать целый автобус или грузовик.
  • Учитывайте, что отраженные объекты ближе, чем кажутся в зеркале.
Рекомендуемые статьи
Как водителю развивать периферийное зрение?
Как водителю развивать периферийное зрение?
Что такое периферийное зрение и как оно помогает водителю предотвращать ДТП? Упражнения, тренажёры, советы инструкторов для развития панорамного обзора на дороге.
Что делать, если застрял на сложном маневре во время экзамена?
Что делать, если застрял на сложном маневре во время экзамена?
Почему новички бояться маневров на экзамене в ГАИ, как справиться с волнением и контролировать стресс, не застрять на сложных упражнениях и действовать хладнокровно, чтобы успешно сдать вождение?
Как правильно переключать передачи на механической коробке: советы для начинающих
Как правильно переключать передачи на механической коробке: советы для начинающих
Механика — это не просто «лишняя педаль», а инструмент, который делает вождение осмысленным. Умение чувствовать механику — ключевой навык, который делает вождение более активным и вовлеченным, а не просто «заученной последовательностью движений». Как научиться водить автомобиль с механической коробкой передач? Полный гид по освоению сцепления, переключению передач и безопасному вождению.
Рекомендации по подготовке к практическому экзамену в ГАИ
Рекомендации по подготовке к практическому экзамену в ГАИ
Что такое автодром, почему он сложен для новичков и как подготовиться к экзамену в ГАИ: упражнения, ошибки, психологическая подготовка и советы инструкторов.
Как не попасть в аварию: основные правила для новичков
Как не попасть в аварию: основные правила для новичков
Нехватка опыта и уверенности за рулём нередко приводит к ДТП с участием молодых водителей, недавних выпускников автошкол. Как новичкам избежать ДТП: контроль скорости, соблюдение дистанции, чтение дорожной ситуации, психологическая подготовка и чек-лист перед поездкой.
Консультация
Оставьте заявку на бесплатную
консультацию эксперта
Отдел продаж
Whatsapp
Напишите свой вопрос
и получите консультацию эксперта сегодня