Периферийное зрение водителя: как развить и использовать для безопасного вождения
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург Ленинградская область
Оставьте контакты, мы
перезвоним и ответим на
вопросы
Оставьте контакты, мы
перезвоним и ответим на
вопросы
Как водителю развивать периферийное зрение?
Автор: Megapolis
09 октября 2025

Почему происходят так называемые «попутные» ДТП, когда водитель врезается в автомобиль, следующий впереди? Причин может быть несколько – слепящие фары или солнце в глаза, несоблюдение дистанции, ошибка в расчётах при перестроении, проезд на мигающий сигнал светофора и не только. 

Но, по словам сотрудников ГАИ, в большинстве случаев подобные столкновения происходят, когда водитель на доли секунды отводит взгляд в сторону, и при этом у него не развито боковое зрение. 

Периферийное зрение и его роль в вождении 

Что такое периферийное зрение 


Периферийное зрение называют также непрямым зрением. Оно возникает далеко от центра взгляда, под большим углом и обеспечивает общее восприятие пространства. Эта биологическая система панорамного обзора крайне важна для безопасности.

Как оно помогает замечать опасности


Функция периферийного зрения в процессе вождения – мониторинг динамики. Оно позволяет водителю, не отводя взгляд от дороги, отслеживать:

  • Появление ТС по бокам от машины на перекрестках
  • Начало смещения автомобиля в соседней полосе
  • Движение пешеходов или животных у края проезжей части
  • Мигание сигналов светофора на периферии поля зрения и др.

Отличие периферийного зрения от центрального


Физиологическое отличие заключается в типах задействованных рецепторов сетчатки. Центральное зрение отвечает за четкость, цвет и детализацию. Периферийное – за обнаружение движения и контраста, в том числе при низкой освещенности, но границы объектов в «поле зрения» всегда будут размытыми. Другими словами, центральное зрение нужно водителю для прицельного анализа, а периферийное – для постоянного фонового контроля обстановки.

Как развивать периферийное зрение у водителя 

Упражнения для тренировки 


Периферийное зрение нельзя «включить» по желанию, но можно развить, используя специальные упражнения и, регулярно отрабатывая навык широкого взгляда.

Базовая практика «Неподвижный взгляд»: зафиксируйте взгляд на точке перед собой на расстоянии 3-4 метров. Не двигая зрачками, попытайтесь идентифицировать объекты по бокам, сначала в статике (например, распознать номер дома краем глаза), затем в динамике (отследить движение машины боковым зрением). Выполняйте по 3-5 минут каждый день, постепенно увеличивая угол обзора. 

Безопасное вождение основано на умении одновременно и фокусироваться, и «расплываться» взглядом, оперативно переключаясь между этими двумя режимами.

Игровые и симуляторные методы


  • Специализированные приложения используют алгоритмы, которые провоцируют пользователя реагировать на всплывающие стимулы на периферии экрана, сохраняя фокус на центральном объекте. 
  • Зеркальные симуляторы вождения предназначены для отработки навык в виртуальном трафике, где искусственно созданные ситуации требуют распределения внимания (пешеходы, выезжающие с обочины автомобили и др.).

Советы по улучшению реакции и внимания 


  • Правильная посадка. Прямая спина позволяет увеличить обзор без поворота головы.
  • «Сканирующий» взгляд. Учитесь не перескакивать взглядом с объекта на объект, а мягко фокусироваться на точке в 50-100 метрах от авто, воспринимая всю дорожную ситуацию целиком.
  • Минимум отвлекающих факторов. Телефон, экран мультимедиа, любые другие гаджеты создают зрительный шум и мешают сосредоточиться.
  • Правило «Двух секунд на зеркало». После любого маневра анализируйте обстановку в зеркалах в течение двух секунд.

Рекомендации инструкторов автошколы «Мегаполис» 

Авторские методики тренировки


Как развить периферийное зрение при вождении? Для этого можно использовать следующую методику: на скорости 40-50 км/ч, на прямом отрезке дороги, не поворачивая головы, переведите взгляд вправо и сфокусируйтесь на любом статичном объекте – столбе, дорожном знаке, здании. Как только объект станет четким, быстро переведите взгляд влево и все повторите.

В процессе тренировки происходит раздвоение фокуса: вы продолжаете контролировать дорогу перед собой и одновременно фиксируете объекты периферийным зрением. Если получается, попробуйте проделать то же самое, но на большей скорости. И, самое главное, – под наблюдением опытного инструктора.  

Советы для городских условий


Пробки – зло больших городов и одновременно идеальный полигон для развития периферийного зрения: скорость низкая, а интенсивность событий высокая. Есть возможность практиковать навык упреждения действий других участников движения по косвенным признакам. 

Для этого используйте метод «статичного якоря» в пробке. В плотном потоке выберите неподвижный объект впереди по ходу движения (например, дорожный знак). Удерживая на нем взгляд, отслеживайте боковым зрением:

  • Мигание стоп-сигналов у автомобилей на соседних полосах
  • Начало движения машин в соседних рядах
  • Пешеходов у края проезжей части

Начинайте с 5-7 минут наблюдения, постепенно увеличивая время.

Советы для трассы и загородных дорог


Если вы – начинающий водитель и недавно получили права, возьмите несколько уроков безопасного вождения по трассе под руководством опытного инструктора!

Загородные дороги и скоростные трассы требуют особых навыков использования водителем периферийного зрения.

  • На трассе важно боковым зрением контролировать разметку. Это позволяет интуитивно корректировать траекторию, не отвлекаясь от оценки дальнего плана. Движение в боковых зеркалах фиксируется периферийным зрением как фон. Любое резкое изменение картины на дороге должно мгновенно привлечь ваше внимание.
  • На загородной дороге риски иные: дикие животные, пешеходы, машины, выезжающие с прилегающих дорог. Периферийное зрение нужно для «панорамного» вождения. Взгляд должен быть мягким, широким, охватывающим все пространство от кромки асфальта справа до обочины слева и дальнего горизонта.

Каждая минута сосредоточенной езды – это вклад в вашу безопасность и уверенность за рулем. Дорога не прощает промедлений – держите фокус!

Рекомендуемые статьи
Как использовать зеркала при вождении?
Как использовать зеркала при вождении?
Способность вовремя увидеть опасность и грамотно отреагировать – одна из важных составляющих техники безопасного вождения. И здесь помощниками водителя становятся автомобильные зеркала и периферийное зрение.
Что делать, если застрял на сложном маневре во время экзамена?
Что делать, если застрял на сложном маневре во время экзамена?
Почему новички бояться маневров на экзамене в ГАИ, как справиться с волнением и контролировать стресс, не застрять на сложных упражнениях и действовать хладнокровно, чтобы успешно сдать вождение?
Как правильно переключать передачи на механической коробке: советы для начинающих
Как правильно переключать передачи на механической коробке: советы для начинающих
Механика — это не просто «лишняя педаль», а инструмент, который делает вождение осмысленным. Умение чувствовать механику — ключевой навык, который делает вождение более активным и вовлеченным, а не просто «заученной последовательностью движений». Как научиться водить автомобиль с механической коробкой передач? Полный гид по освоению сцепления, переключению передач и безопасному вождению.
Рекомендации по подготовке к практическому экзамену в ГАИ
Рекомендации по подготовке к практическому экзамену в ГАИ
Что такое автодром, почему он сложен для новичков и как подготовиться к экзамену в ГАИ: упражнения, ошибки, психологическая подготовка и советы инструкторов.
Как не попасть в аварию: основные правила для новичков
Как не попасть в аварию: основные правила для новичков
Нехватка опыта и уверенности за рулём нередко приводит к ДТП с участием молодых водителей, недавних выпускников автошкол. Как новичкам избежать ДТП: контроль скорости, соблюдение дистанции, чтение дорожной ситуации, психологическая подготовка и чек-лист перед поездкой.
Консультация
Оставьте заявку на бесплатную
консультацию эксперта
Отдел продаж
Whatsapp
Напишите свой вопрос
и получите консультацию эксперта сегодня