Почему происходят так называемые «попутные» ДТП, когда водитель врезается в автомобиль, следующий впереди? Причин может быть несколько – слепящие фары или солнце в глаза, несоблюдение дистанции, ошибка в расчётах при перестроении, проезд на мигающий сигнал светофора и не только.
Но, по словам сотрудников ГАИ, в большинстве случаев подобные столкновения происходят, когда водитель на доли секунды отводит взгляд в сторону, и при этом у него не развито боковое зрение.
Периферийное зрение и его роль в вождении
Что такое периферийное зрение
Периферийное зрение называют также непрямым зрением. Оно возникает далеко от центра взгляда, под большим углом и обеспечивает общее восприятие пространства. Эта биологическая система панорамного обзора крайне важна для безопасности.
Как оно помогает замечать опасности
Функция периферийного зрения в процессе вождения – мониторинг динамики. Оно позволяет водителю, не отводя взгляд от дороги, отслеживать:
- Появление ТС по бокам от машины на перекрестках
- Начало смещения автомобиля в соседней полосе
- Движение пешеходов или животных у края проезжей части
- Мигание сигналов светофора на периферии поля зрения и др.
Отличие периферийного зрения от центрального
Физиологическое отличие заключается в типах задействованных рецепторов сетчатки. Центральное зрение отвечает за четкость, цвет и детализацию. Периферийное – за обнаружение движения и контраста, в том числе при низкой освещенности, но границы объектов в «поле зрения» всегда будут размытыми. Другими словами, центральное зрение нужно водителю для прицельного анализа, а периферийное – для постоянного фонового контроля обстановки.
Как развивать периферийное зрение у водителя
Упражнения для тренировки
Периферийное зрение нельзя «включить» по желанию, но можно развить, используя специальные упражнения и, регулярно отрабатывая навык широкого взгляда.
Базовая практика «Неподвижный взгляд»: зафиксируйте взгляд на точке перед собой на расстоянии 3-4 метров. Не двигая зрачками, попытайтесь идентифицировать объекты по бокам, сначала в статике (например, распознать номер дома краем глаза), затем в динамике (отследить движение машины боковым зрением). Выполняйте по 3-5 минут каждый день, постепенно увеличивая угол обзора.
Безопасное вождение основано на умении одновременно и фокусироваться, и «расплываться» взглядом, оперативно переключаясь между этими двумя режимами.
Игровые и симуляторные методы
- Специализированные приложения используют алгоритмы, которые провоцируют пользователя реагировать на всплывающие стимулы на периферии экрана, сохраняя фокус на центральном объекте.
- Зеркальные симуляторы вождения предназначены для отработки навык в виртуальном трафике, где искусственно созданные ситуации требуют распределения внимания (пешеходы, выезжающие с обочины автомобили и др.).
Советы по улучшению реакции и внимания
- Правильная посадка. Прямая спина позволяет увеличить обзор без поворота головы.
- «Сканирующий» взгляд. Учитесь не перескакивать взглядом с объекта на объект, а мягко фокусироваться на точке в 50-100 метрах от авто, воспринимая всю дорожную ситуацию целиком.
- Минимум отвлекающих факторов. Телефон, экран мультимедиа, любые другие гаджеты создают зрительный шум и мешают сосредоточиться.
- Правило «Двух секунд на зеркало». После любого маневра анализируйте обстановку в зеркалах в течение двух секунд.
Рекомендации инструкторов автошколы «Мегаполис»
Авторские методики тренировки
Как развить периферийное зрение при вождении? Для этого можно использовать следующую методику: на скорости 40-50 км/ч, на прямом отрезке дороги, не поворачивая головы, переведите взгляд вправо и сфокусируйтесь на любом статичном объекте – столбе, дорожном знаке, здании. Как только объект станет четким, быстро переведите взгляд влево и все повторите.
В процессе тренировки происходит раздвоение фокуса: вы продолжаете контролировать дорогу перед собой и одновременно фиксируете объекты периферийным зрением. Если получается, попробуйте проделать то же самое, но на большей скорости. И, самое главное, – под наблюдением опытного инструктора.
Советы для городских условий
Пробки – зло больших городов и одновременно идеальный полигон для развития периферийного зрения: скорость низкая, а интенсивность событий высокая. Есть возможность практиковать навык упреждения действий других участников движения по косвенным признакам.
Для этого используйте метод «статичного якоря» в пробке. В плотном потоке выберите неподвижный объект впереди по ходу движения (например, дорожный знак). Удерживая на нем взгляд, отслеживайте боковым зрением:
- Мигание стоп-сигналов у автомобилей на соседних полосах
- Начало движения машин в соседних рядах
- Пешеходов у края проезжей части
Начинайте с 5-7 минут наблюдения, постепенно увеличивая время.
Советы для трассы и загородных дорог
Если вы – начинающий водитель и недавно получили права, возьмите несколько уроков безопасного вождения по трассе под руководством опытного инструктора!
Загородные дороги и скоростные трассы требуют особых навыков использования водителем периферийного зрения.
- На трассе важно боковым зрением контролировать разметку. Это позволяет интуитивно корректировать траекторию, не отвлекаясь от оценки дальнего плана. Движение в боковых зеркалах фиксируется периферийным зрением как фон. Любое резкое изменение картины на дороге должно мгновенно привлечь ваше внимание.
- На загородной дороге риски иные: дикие животные, пешеходы, машины, выезжающие с прилегающих дорог. Периферийное зрение нужно для «панорамного» вождения. Взгляд должен быть мягким, широким, охватывающим все пространство от кромки асфальта справа до обочины слева и дальнего горизонта.
Каждая минута сосредоточенной езды – это вклад в вашу безопасность и уверенность за рулем. Дорога не прощает промедлений – держите фокус!