Почему важно изучать не только ПДД, но и устройство автомобиля?
Представьте такую ситуацию: вы учитесь готовить, но знаете только рецепты, а как работает духовка – не представляете. Так вот с автомобилем то же самое!
Знание основ устройства и обслуживания авто превращает вас из незадачливого кулинара = беспомощного пассажира в уверенного водителя, который не паникует по пустякам, отличает серьезную проблему от мелкой неполадки, способен помочь себе и другим на трассе, а с механиком в автосервисе говорит на одном языке, не переплачивая при этом за свою неосведомленность.
Что включают в себя «основы обслуживания автомобиля»?
Минимальный набор знаний
Проверка уровня масла и охлаждающей жидкости
Выполняется раз в неделю на ровной площадке и на холодном двигателе.
Проверка уровня масла:
- Найдите под капотом щуп – ручка яркого цвета (обычно желтого или оранжевого).
- Вытащите его, протрите начисто, вставьте обратно и снова вытащите.
- Смотрите на метки: уровень должен быть между «MIN» и «MAX». Если ниже – долейте масло.
Проверка уровня антифриза:
- Там же, под капотом, находится полупрозрачный бачок с цветной жидкостью (красной/зеленой/синей).
- На нем также есть метки «MIN» и «MAX».
- Уровень охлаждающей жидкости должен быть ближе к max.
- Если ниже min – ищите причину утечки, чтобы не допустить перегрева двигателя.
Замена лампочек и предохранителей
В руководстве к вашему авто имеется схема расположения ламп и инструкция по их замене. Рядом с лампами находятся предохранители, которые защищают электронику, проводку, а нередко и сам автомобиль от повреждения и/или возгорания. И лампы, и предохранители в автомобиле легко поменять своими руками, сэкономив время и деньги на сервисе.
Контроль давления в шинах
Раз в 2 недели и перед дальней дорогой, на холодных шинах (утром или после простоя авто больше 4 часов), проверяйте давление при помощи манометра. Допустимое значение указано на табличке на стойке двери водителя или на лючке бензобака. Не на боковине шины!! Подкачайте или стравите лишнее.
Расширенный набор навыков
Понимание сигнальных ламп на приборной панели
Расшифровка значков на приборной панели, действительно, может вызвать вопросы. Но точное описание всех индикаторов, их состояний и рекомендации уже содержатся в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Набор значков зависит от комплектации авто.
Общие принципы:
- Красный – критическая неисправность (остановитесь немедленно)
- Желтый/оранжевый – предупреждение (требуется внимание/сервис)
- Зеленый/синий – информация или активированная функция (например, дальний свет).
Действия при перегреве двигателя или разряде аккумулятора
Перегрелся двигатель:
- Включите печку на max обогрев и полную мощность, чтобы отвести лишнее тепло от двигателя.
- Остановитесь в безопасном месте и заглушите мотор. Откройте капот для охлаждения. Ни в коем случае не отворачивайте крышку расширительного бачка на горячем двигателе – получите ожог!
- Подождите 30-40 минут.
- После – проверьте уровень антифриза. Если он близок к норме, можно осторожно двигаться дальше. Следите за стрелкой температуры! Если уровень антифриза низкий/причина не ясна – вызывайте помощь.
Если разрядился аккумулятор, «оживить» его можно:
- Используя энергию другой машины, с помощью проводов для «прикуривания».
- Для авто с МКПП – в процессе разгона вашего авто двумя людьми или другой машиной с тросом, по принципу запуска двигателя от колес.
- Путем подключения автономного пуско-зарядного устройства/бустера.
- За счет прогрева АКБ, установив батарею в ванну или таз с горячей водой.
Зачем водителю эти знания?
Знание основ обслуживания автомобиля лишь на первый взгляд кажется формальностью. На деле же это позволяет решить как минимум три значимых задачи.
Экономия времени и денег
Зачем изучать обслуживание авто? Предположим, у вас перегорела лампочка в машине, ее замена в автосервисе в зависимости от типа лампы, сложности доступа к ней может стоить от 500 рублей и более, плюс полдня потерянного времени. Вы действительно хотите быть источником дохода для мастеров и попусту терять время?
К тому же понимание механизма действия систем автомобиля помогает рационально расходовать топливо, дольше эксплуатировать мотор, подвеску, коробку передач и др., грамотно подходить к выбору нового авто.
Повышение безопасности на дороге
Неподготовленный водитель может «проехать еще пару километров» с красной лампочкой масленки, пренебречь лужей под автомобилем, не измерить давление в шинах, в то время как от подобного неведения зависят жизнь и здоровье его самого и окружающих.
Уверенность в любых ситуациях
Когда вы способны диагностировать «симптомы» серьезной поломки авто; знаете, что делать, если разрядился аккумулятор или автомобиль «закипел»; можете на пустой дороге заменить проколотое колесо – все это снижает уровень стресса и делает вождение более безопасным.
Как это преподается в автошколе «Мегаполис»?
Теоретическая часть: лекции и презентации
Лекционный материал и презентации в автошколе посвящены:
- вопросам устройства автомобиля, диагностики и исправления неисправностей
- разбору случаев, когда эксплуатация ТС запрещена
- условиям допуска автомобиля к эксплуатации в рамках ГОСТ
По итогам учебного блока будущие водители должны пройти тестирование, ответить на контрольные вопросы. В результате у новичков складывается понимание устройства и принципов обслуживания автомобиля.
Практическая часть: тренировки на учебных автомобилях
Занятия по вождению закрепляют теоретические знания и демонстрируют устройство ТС «в деле». По словам инструкторов автошколы «Мегаполис», каждый автолюбитель должен знать, как устроена машина, и быть готовым выполнить небольшой самостоятельный ремонт.
В процессе практических занятий инструктор объясняет начинающему водителю основные правила обслуживания автомобиля:
- замена технических жидкостей
- контроль давления шин
- осмотр и переустановка фильтров
- проверка световых приборов
- мониторинг тормозной системы авто
Дополнительные материалы для самостоятельного изучения
Дополнительные видео-уроки и конспекты, подготовленные преподавателями школы, дают возможность ученикам детально разобраться в устройстве ТС, закономерностях работы и взаимодействия всех его систем, правилах базового обслуживания авто.
Реальные ситуации, где знания помогают
Прокол колеса в дороге
Что чувствует неподготовленный водитель? Панику, беспомощность. Он вынужден вызывать эвакуатора, ждать его несколько часов и платить немалые деньги. Как действуете вы, разбираясь в основах обслуживания автомобиля? Достаете запаску, домкрат и баллонный ключ. Меняете колесо и через 15-20 минут продолжаете движение.
Неожиданный отказ электрики
Неопытный автовладелец думает, что в машине произошла «поломка компьютера» и едет на сервис. Вы проверяете целостность предохранителя, отвечающего за неработающий прибор, – прикуриватель, магнитолу и др.(в руководстве по эксплуатации есть схема) и меняете его на новый с таким же номиналом. Если не помогло – едете на диагностику. Но в 80% случаев проблема решается за 2 минуты и 50 рублей.
Перегрев двигателя летом
Пар из-под капота несведущего водителя вгоняет в ступор. Еще хуже, если автовладелец решает «доехать до сервиса», несмотря на перегрев авто. Результат – капитальный ремонт двигателя за сотни тысяч рублей. Вы же останавливаетесь в безопасном месте; включив печку, отводите тепло от двигателя; открываете капот, чтобы охладить мотор. И только после остывания аккуратно проверяете уровень охлаждающей жидкости. При необходимости доливаете антифриз и едете дальше, контролируя температуру.
«Проверьте содержимое своего багажника», – говорит Ирина Вавринюк, преподаватель автошколы «Мегаполис», своим выпускникам – начинающим водителям.Запоминайте, что обязательно нужно иметь под рукой
Короткие цитаты опытных преподавателей
«Машина не ломается внезапно. Она посылает вам сигналы. Ваша задача – научиться их распознавать».
«Умение менять колесо или предохранитель не делает вас механиком. Оно делает вас толковым водителем».
«Проверка машины перед выездом – это как проверка снаряжения перед прыжком с парашютом. Можно отмахнуться и понадеяться на удачу, но стоит ли рисковать?».
Истории учеников, которым знания помогли в жизни
Как оранжевый восклицательный знак спас выходные
Игорь получил права пару-тройку месяцев назад. Впервые собрался с друзьями на природу на своей машине. Только выехали за город, загорелся оранжевый знак: ( ! ). Первая мысль была:«Приехали!!».
Вспомнил, что оранжевый индикатор – не так страшно, как красный. А ( ! ) – это значок системы стабилизации давления в шинах. Подумал: «Двигатель работает ровно, машина не тянет в сторону, никаких странных звуков нет. Уже хорошо!». Но рисковать не стал. Сбросил скорость, включил «аварийку», съехал на ближайшую безопасную площадку, чтобы измерить давление в шинах. В заднем правом колесе оно оказалось ниже нормы – спустил ниппель. Достал компрессор, подкачал спущенное колесо. В ближайшем шиномонтаже ниппель заменили.
Как за 15 минут и 1500 рублей Иван победил «дворников»
«Дворники» в машине не чистили, а размазывали грязь. Иван терпел это неудобство, откладывал, мысленно ругая «конвейерный брак» и плохую погоду. Ливень застал его на кольцевой. Он включил дворники на максимум: резинки не скользили по стеклу, а подпрыгивали, дребезжали и оставляли после себя мутную пелену. Иван ехал почти вслепую, вглядываясь в очертания габаритов впереди идущей фуры. На этот раз «Гиря до полу достала!».
На следующее утро загуглил: «Как поменять дворники». В магазине автозапчастей мудрить не стал и просто показал продавцу фото крепления со своего телефона. На всякий случай еще раз пересмотрел видео по замене стеклоочистителей. На всю операцию ушло несколько минут. И не потребовалось никаких инструментов, гаек, отверток или помощи соседа!
Часто задаваемые вопросы
Нужно ли это всем водителям?
Да, безусловно. Некоторые водители задаются вопросом, зачем изучать обслуживание авто, не понимая, что от этих знаний зависит их безопасность.
Сколько времени занимает обучение?
Чтобы ознакомиться с теоретическими основами устройства и обслуживания автомобиля достаточно 1-2 часов. Но одной теории недостаточно. Важно выделить время, чтобы в спокойной, «учебной обстановке», заменить колесо, воздушный фильтр или перегоревший предохранитель.
Можно ли пройти отдельно курс обслуживания?
Да. К примеру, можно пройти курс повышения квалификации «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или курс профессиональной переподготовки по специальности «Автомеханик».
«Как учим?», «Чему учим?» – ответы на эти и другие вопросы вы непременно найдете в нашем блоге: t.me/megapolis_auto
Заключение
Зачем каждому новичку учиться обслуживанию автомобиля?
- Эти знания сокращают расходы на сервис и экономят время – не нужно ждать записи в СТО, понимая, что вы самостоятельно можете выполнить мелкий ремонт авто.
- Грамотная забота об автомобиле продлевает срок его эксплуатации.
- В автосервисе вы можете отличить реальную необходимость ремонта от навязанных услуг, контролировать качество работ, говорить с механиками на одном языке.
- Разбираясь в нюансах обслуживания ТС, вы осознанно выбираете автомобиль при покупке.
Стань учеником автошколы «Мегаполис», начни обучение прямо сейчас! Или задай вопросы менеджерам.